Региональному содружеству в области связи 30 лет
Региональное содружество в области связи / О РСС / Региональное содружество в области связи / Стратегические направления деятельности Регионального содружества в области связи на 2022 – 2026 гг.

Стратегические направления деятельности
Регионального содружества в области связи
на период с 2022 по 2026 годы.

     ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ,

что с момента создания РСС в 1991 году прошло 30 лет,

что за этот период произошли значительные изменения в политической, экономической, международной жизни практически всех стран участников РСС,

что состав участников РСС за 30 лет значительно расширился.  У истоков создания РСС стояло 11 администраций связи, в настоящее время РСС состоит из
65 участников: в Совете глав РСС - 21 участник (13 - полноправных членов и 8 – наблюдателей, в том числе 2 международные организации), в Координационном совете - 8 участников, в Совете операторов почтовой связи РСС - 9 полноправных членов, в Совете операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС – 27 участников (10 - полноправных участников, 15 – наблюдателей, 2 - ассоциированных члена),

что партнерство РСС реализуется на уровне как регуляторных органов, так и операторов связи, представителей бизнеса, вендоров, а также академических и научных кругов.

     ПРИЗНАВАЯ,

что международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности РСС и направлено на укрепление авторитета РСС на мировой арене,

что политика РСС в области международного сотрудничества многогранна и направлена на защиту интересов как отдельных его участников, так и всего Содружества в целом,

что РСС проводит активную работу, направленную на выработку скоординированных позиций АС РСС,  на подготовку Общих предложений РСС, на обеспечение взаимодействия администраций связи РСС при подготовке и участии в крупнейших форумах: Конгрессах ВПС, Полномочных конференциях МСЭ, Всемирных конференциях радиосвязи и Ассамблеях радиосвязи МСЭ,  Всемирных ассамблеях по стандартизации электросвязи МСЭ, Всемирных конференциях по развитию электросвязи МСЭ, Всемирных встречах на высшем уровне по вопросам информационного общества.

     УЧИТЫВАЯ,

что большим достижением и итогом плодотворной совместной деятельности администраций связи РСС стало принятие:

- Резолюции, принятой в ходе Полномочной конференции МСЭ 2002 года,
об использовании МСЭ с 1 января 2005 года на равноправной основе шести официальных языков, в том числе русского языка,

- Резолюции 58, принятой в ходе Полномочной конференции МСЭ 2010 года и в соответствии с которой РСС получило в рамках МСЭ официальный статус одной из шести основных региональных организаций электросвязи.

     ОТМЕЧАЯ,

что в последние годы значительно возросла роль региональных организаций
в области связи на мировой арене,

что Региональным содружеством в области связи заключены Меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудничестве с девятью региональными организациями: Азиатско-Тихоокеанским почтовым союзом (APPU), Африканским союзом электросвязи (ATU), Лигой арабских государств (LAS), Панафриканским почтовым союзом (PAPU), Почтовым союзом Америк, Испании и Португалии (PUASP), Азиатско-Тихоокеанским Телесообществом (APT), Ассоциацией европейских почтовых операторов государственного сектора (PostEurop), Европейской конференцией администраций почты и электросвязи (CEPT) и Межамериканской комиссией в области связи (CITEL).

     ПОДЧЕРКИВАЯ,

что информационно-коммуникационные технологии полноправно вошли в нашу жизнь, стали важной частью цифровой экономики, создали основу для движения наших стран к построению информационного общества, к равноправному вхождению в мировое информационное сообщество,

что ежегодно проводимый форум Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества Генеральной Ассамблеи ООН (ВВУИО) представляет собой эффективный механизм для осуществления координации в развитии многостороннего сотрудничества в области развития ИКТ,

что основными направлениями действий для мирового сообщества остаются:

- С1. Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития информационного общества.

- С2. Информационная и коммуникационная инфраструктура

- C3. Доступ к информации и знаниям

- C4. Создание потенциала

- C5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

- C6. Благоприятная среда

- C7. Приложения на базе ИКТ: Электронное правительство, Электронный бизнес, Электронное обучение, Электронное здравоохранение, Электронная занятость, Электронная охрана окружающей среды, Электронное сельское хозяйство, Электронная научная деятельность

- C8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент

- C9. Средства массовой информации

- C10. Этические аспекты информационного общества

- C11. Международное и региональное сотрудничество.

     РУКОВОДСТВУЯСЬ,

итоговыми документами саммита ООН по устойчивому развитию «Преобразование нашего мира – Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»
(25–27 сентября 2015 года),

итоговыми документами ВВУИО (14–16 декабря 2015 года),

Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН А/70/125 и А/70/1 при разработке предложений АС РСС в рамках участия в международных и региональных мероприятиях по тематике ВВУИО и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года,

Стратегией сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 года,

решениями Международного союза электросвязи по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. решениями ВВУИО, общемировыми тенденциями построения информационного общества,

Концепцией сотрудничества государств – участников СНГ в области цифрового развития общества и Планом первоочередных мероприятий по ее реализации,

Соглашением об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области цифрового развития общества,

Стратегией экономического развития СНГ на период до 2030 года.

     УЧИТЫВАЯ,

что на пространстве РСС регуляторные органы в области связи и ИКТ значительно трансформировались по своим функциям и задачам.

     ПРИЗНАВАЯ,

что существенную роль в повышении эффективности деятельности РСС по совершенствованию национального законодательства в странах содружества сыграло заключение Соглашения о взаимодействии между Региональным содружеством в области связи и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств,

что на заседаниях Экспертного совета МПА СНГ – РСС было разработано и принято Межпарламентской Ассамблеей СНГ около 30 модельных законодательных актов.

     ОТМЕЧАЯ,

что Региональное пространство стран участников РСС имеет значительный потенциал развития инфокоммуникаций за счет повышения эффективности национальных политик информатизации и усиления координационной роли Регионального содружества в области связи по созданию услуг межрегионального взаимодействия и общенациональных операторов,

что для инфокоммуникационного развития стран участников РСС характерны следующие особенности:

- стабильное опережение темпов развития отрасли связи и информационных технологий, рост доступности связи и сети Интернет, а также темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП);

- значительная вариативность экономического развития национальных экономик, отрасли связи, информационных технологий и процессов информатизации;

- взаимосвязь макроэкономических, демографических и научно-технических условий развития национальных экономик и внутренних факторов отраслевого развития;

- государственная политика в сфере связи и информатизации оказывает определяющее влияние на характер технического обновления и инновационного развития инфокоммуникаций.

     Участники РСС определяют следующие стратегические направления деятельности:

1.    Участие РСС в деятельности Международного союза электросвязи, Всемирного почтового союза и их рабочих органов, в Форуме ВВУИО, сотрудничество с международными организациями в области почтовой связи и электросвязи/ИКТ.

2.    Подготовка и продвижение согласованных позиций, инициатив РСС, отражающих интересы стран участников РСС на международных форумах по вопросам цифрового развития, инфокоммуникаций, почтовой и электросвязи.

3. Подготовка и продвижение согласованных предложений, направленных на упрочение позиции РСС в международных и региональных организациях в области почтовой связи. Оказание поддержки назначенным операторам почтовой связи стран участников РСС на международных площадках.

4. Координация в области развития принципов безопасного Интернета.

5. Координация и содействие по переводу электронных медиа на платформы распространения на основе IP-протокола.

6. Координация разработки и производства высокотехнологичных средств связи в целях обеспечения индустрии продукцией стран Содружества.

7.    Совершенствование взаимодействия стран участников РСС в рамках международных соглашений и программ в области ИКТ в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

8.    Координация сотрудничества стран участников РСС в вопросах реализации национальных стратегий и программ развития ИКТ, направленных на развитие информационного общества, сокращение цифрового разрыва и обеспечение повсеместного и приемлемого доступа всех слоев населения к ИКТ и услугам, предоставляемым на их базе.

9.    Сотрудничество по вопросам развития ИКТ и регулирования в области цифровой трансформации с международными и региональными организациями, национальными органами регулирования в области связи и ИКТ стран участников РСС.

10.  Содействие гармонизации нормативной технической и нормативной правовой базы в области связи и информатизации стран участников РСС, включая разработку модельных законодательных актов в сотрудничестве с Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ.

11.  Взаимодействие по вопросам разработки международных стандартов, сертификации и лицензирования в сфере ИКТ, содействия гармонизации национальных систем стандартов и сертификации в этой сфере в странах участников РСС с международной системой координации работ по управлению качеством услуг.

12.  Взаимодействие в разработке и продвижении международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет.

9.    Содействие совершенствованию механизма взаимодействия стран участников РСС по развитию рынка в сфере ИКТ и рыночных отношений в области цифрового развития и ИКТ.

10.  Содействие созданию стабильной благоприятной среды для развития рынка услуг ИКТ, обеспечение населения знаниями, способствующими развитию широкого использования возможностей ИКТ в странах участников РСС.

11.  Противодействие недобросовестной конкуренции на рынке ИКТ, создание и поддержка условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность отрасли для всех участников рынка.

12.  Сотрудничество в сфере обеспечения информационной безопасности. Содействие обмену мнениями по вопросам передового опыта в целях обеспечения доверия и безопасности при использовании ИКТ. Взаимодействие в формировании системы международной информационной безопасности, способствующей предупреждению, выявлению, пресечению и ликвидации последствий использования ИКТ в террористических и иных преступных целях.

13.  Сотрудничество в области формирования трансграничного пространства доверия и организации трансграничного информационного обмена в странах участников РСС.

14.  Сотрудничество по вопросам внедрения ИКТ для решения социально значимых задач: электронное правительство, электронная коммерция, электронная экономика, электронное образование, электронная наука, электронная культура, электронное здравоохранение и др.

15.  Сотрудничество с инвестиционными фондами с целью развития научно-исследовательской, инновационной, инвестиционной и экспертно-аналитической деятельности, а также поддержки и развития инновационной экосистемы в сфере ИКТ.

16.  Содействие инновационному развитию сотрудничества стран участников РСС с использованием принципов инвестиционной деятельности, включая государственно-частное партнерство (ГЧП), а также международное ГЧП для формирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия.

17.  Содействие в формировании и реализации интеграционной международной надгосударственной нейтральной среды по вопросам трансграничного обмена.

18.  Сотрудничество с региональными интеграционными объединениями, такими как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Европейский союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Паназиатский Альянс по электронной коммерции (ПАА), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), с целью масштабирования и тиражирования принимаемых в рамках РСС решений, документов и направлений действий в других форматах.

19.  Содействие процессу построения информационного общества путем модернизации порядка доступа к услугам органов государственного управления, повышения их доступности и прозрачности, а также формирования новой культуры взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами.

20.  Содействие научно-техническому сотрудничеству стран участников РСС в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере ИКТ, участие в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

21.  Взаимодействие по сбору и распространению статистических данных и показателей, характеризующих уровень развития ИКТ в странах участников РСС. Осуществление совместных действий по проведению мониторинга готовности государств-участниц РСС к построению информационного общества с целью определения приоритетных направлений развития.

22.  Взаимодействие по вопросам регулирования использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит с применением научно-технических, экономических и организационных методов управления в целях дальнейшего развития действующих и внедрения новых систем и средств связи.

23.  Сотрудничество по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области связи и информатизации с использованием ИКТ,
в том числе с привлечением ресурсов международных организаций, совершенствование системы дистанционного обучения на базе широкого использования ИКТ.

24.  Взаимодействие по совершенствованию технологических процессов управления телекоммуникационными сетями с использованием инновационных технологий.

25.  Взаимодействие по вопросам использования в сетях почтовой связи ИКТ для предоставления населению и бизнес-сектору широкого выбора высокотехнологичных современных услуг в целях повышения качества службы, надежности и эффективности почтовых сетей.

26.  Содействие развитию партнерских отношений на внутреннем и международном уровнях для внедрения гибких методов доставки почтовых отправлений и новых почтово-финансовых решений.

27.  Взаимодействие по вопросам определения универсальной почтовой услуги и ее адаптации к требованиям рынка и тенденциям роста электронной торговли.

28.  Сотрудничество в области разработки новых продуктов на базе почтовой инфраструктуры: банковских, финансовых, страховых и электронных услуг.

29.  Сотрудничество с предприятиями микро-, малого и среднего бизнеса с целью развития электронной коммерции на внутреннем и международном рынках.

30.  Взаимодействие в сфере улучшения качества предоставления услуг почтовой связи, их надежности и эффективности.

31.  Совершенствование программ обучения специалистов почтовой связи в области использования новых ИКТ.

32.  Сотрудничество по вопросам осуществления мероприятий в области маркетинга и рекламы электронных почтовых, финансовых, коммерческих услуг и услуг электронного правительства.

33.  Содействие осуществлению мероприятий по модернизации и реформированию почтового сектора стран - участниц РСС.

34.  Содействие развитию средств массовой информации на базе ИКТ (Интернет-медиа, мобильные медиа и т.п.) и регулированию вопросов, связанных с ИКТ-медиа.

35.  Содействие расширению применения ИКТ в гуманитарном и демократическом развитии общества, защите прав человека и обеспечении свободы слова.