60/30-е заседание Совета глав АС РСС и Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС, 20 мая 2024 г., г. Минск, Беларусь.

   

      РЕГИОНАЛЬНОЕ СОДРУЖЕСТВО В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

     Региональное содружество в области связи (РСС) было создано 17 декабря 1991 г. в г. Москве Администрациями связи 11 стран: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

     В этот день, полномочными представителями Администраций связи этих государств было подписано Соглашение о создании Регионального Содружества в области связи - организации, призванной осуществлять сотрудничество новых независимых государств в области электрической и почтовой связи на добровольных началах, принципах взаимоуважения и суверенности.

     В январе 1992 года Советом глав и полномочных представителей администраций связи - участников Регионального содружества в области связи (РСС)  утвержден Устав Регионального содружества в области связи (Протокол № 2 от 23-24 января 1992г.).

     В период политических и экономических преобразований руководители отрасли связи стран бывшего Советского Союза, руководствуясь желанием сохранить единство телекоммуникационной структуры, а также в связи с необходимостью взаимодействия сетей связи наших государств, приняли мудрое и единственно верное решение о создании РСС.

       В октябре 1992 г. в г. Бишкеке (Республика Кыргызстан) главами Правительств государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) было одобрено создание РСС и, как результат, подписано «Соглашение о координации межгосударственных отношений в области почтовой и электрической связи». РСС провозгласило себя открытой организацией для присоединения Администраций связи других государств.

     На начальном этапе становления РСС, помимо межгосударственной координации работ по гармонизации развития сетей и средств связи, проводился комплекс экономических мер по обеспечению работоспособности действующих сетей связи.

     Период становления и развития РСС был связан с разработкой концептуальных, юридических (правовых) и финансовых документов, определением функций и задач организации, статуса и полномочий его участников, сформирована структура и определена компетенция органов управления. Вышеуказанные мероприятия позволили в короткий срок организовать всестороннее и полноценное сотрудничество в области.

     Высшим органом РСС является Совет глав администраций связи РСС, работа которого осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Решением Совета глав администраций связи РСС от 30.06.2003 г. № 29/10. Все Решения Совета глав администраций связи РСС принимаются при общем согласии (консенсусе) его членов.

   Учитывая масштабные преобразования, происходящие в области информатизации, в октябре 2002 года правительствами стран СНГ было принято Решение о создании Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС (Координационный совет) – межгосударственного координирующего органа в сфере информационных технологий. Координационный совет своим Решением от 18.12.2002г. №1/1 утвердил Регламент своей деятельности.

     За прошедший период своей деятельности основными направлениями развития РСС стали переход к взаиморасчетам по международным ценам за услуги связи с учетом реально складывающейся экономической ситуации в странах-участниках РСС, разработка на межгосударственном уровне методического и методологического обеспечения, направленного на либерализацию рынка услуг связи и интеграцию в мировое информационное сообщество.

    Особое внимание уделялось перспективам согласованного развития систем и средств связи государств-участников РСС, вопросам взаимодействия операторов электросвязи, стратегии перехода на качественно новые услуги, внедрение и развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    Постоянно действующим исполнительным органом РСС является Исполнительный комитет, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Исполнительном комитете Регионального содружества в области связи, утвержденным Решением Совета глав от 10.10.2003 г. №30/9, местонахождение которого определено в г. Москва.

    Рабочими органами РСС являются Комиссии, Советы и рабочие группы, которые создаются с целью изучения и рассмотрения вопросов в области электрической и почтовой связи, ИКТ, а также с целью подготовки Решений к рассмотрению на заседаниях Совета глав администраций связи РСС и Координационного совета. Рабочие органы РСС  образуются решением Совета глав администрация связи РСС. Их деятельность регулируется соответствующими Положениями, которые утверждаются Советом глав администраций связи РСС.

    Сегодня РСС является международной организацией с функциями межгосударственного координирующего органа СНГ в области электрической и почтовой связи, а также имеет статус наблюдателя в Международном союзе электросвязи (МСЭ) и Всемирном почтовом союзе (ВПС), а также взаимодействует с международными и региональными организациями, активно принимает участие в конференциях, форумах.

    В состав РСС входят 20 участников - 12 полноправных членов и 8 наблюдателей.

    Cтруктура и состав стран-участников РСС

    Совет РСС - 20 участников: Администрации связи РСС: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Исламской Респулики Афганистан, Республики Болгария, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Словения, а также Международная организация космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», Межправительственная организация ЕВТЕЛСАТ и Международная организация спутниковой связи "Inmarsat".

    Координационный совет состоит из 8 участников: Администрации связи Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.

    Совет операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС состоит из 12 полноправных членов, 16 наблюдателей и 2 ассоциированных члена.

    Совет операторов почтовой связи РСС состоит из 10 полноправных членов операторов почтовой связи.

Рабочие органы РСС:

  • - Комиссия РСС по координации международного сотрудничества (КМС);
  • - Комиссия РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит (РЧС и СО);
  • - Комиссия РСС по почтовой связи;
  • - Комиссия РСС по инфокоммуникациям;
  • - Комиссия РСС по экономике инфокоммуникаций;
  • - Совет операторов почтовой связи РСС (СО ПС РСС);
  • - Совет операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС (СО ЭСИ РСС);
  • - Совет по развитию людских ресурсов РСС;
  • - Рабочая группа высокого уровня по развитию информационного общества (РГВУ);
  • - Рабочая группа по пересмотру нормативных документов РСС;
  • - Экспертный совет Межпарламентской ассамблеи СНГ-РСС;
  • - Рабочая группа по развитию межгосударственной сети информационно – маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки.

    Во всех рабочих органах РСС работает более 1000 высокопрофессиональных специалистов в отрасли связи и ИКТ.

   Международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности РСС, направленное на укрепление авторитета РСС на мировой арене.

   Политика РСС в области международного сотрудничества многогранна и направлена на защиту интересов как отдельных его участников, так и всего Содружества в целом.

   РСС проводит активную работу, направленную на обеспечение взаимодействия Администраций связи РСС при подготовке и участию в крупнейших форумах, выработку скоординированных позиций Администраций связи стран-участников РСС на международной арене, а также отстаивание и защиту интересов на национальном и региональном уровнях. Комиссии РСС проводят работу по подготовке Общих предложений Администраций связи стран-участников РСС.

    Комиссия РСС по координации международного сотрудничества совместно с Комиссией РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, Комиссией по инфокоммуникациям, Комиссией РСС по почтовой связи, Советом операторов почтовой связи, информационной безопасности и Советом операторов электросвязи и инфокоммуникаций, проводят подготовку к Полномочным конференциям МСЭ, Всемирным конференциям радиосвязи, Всемирным конференциям по развитию электросвязи, Всемирным ассамблеям по стандартизации электросвязи, Конгрессу ВПС, а также мероприятиям в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).

    Совет по развитию людских ресурсов РСС взаимодействует с МСЭ при подготовке и повышению квалификации специалистов АС стран-участников РСС в области электросвязи/ИКТ и почтовой связи. На базе Московского технического университета связи и информатики создан и функционирует Региональный почтовый учебный центр ВПС.

    Традиционно в МСЭ предложения по работе конференций и ассамблей направляются от имени шести основных региональных организаций: Африканским союзом электросвязи (ATU), Лигой арабских государств (LAS), Азиатско-Тихоокеанским Телесообществом (APT), Европейской конференцией администраций почты и электросвязи (CEPT) и Межамериканской комиссией в области связи (CITEL), Региональное Содружество в области связи (RCC).

    Общие предложения Администраций связи стран-участников РСС занимают достойное место и высоко оцениваются в МСЭ за тщательную проработку и новизну идей.

    Все затруднительные вопросы в МСЭ принято решать на собраниях представителей этих шести организаций. И на самих мероприятиях высокого уровня и при подготовке к ним региональные организации обмениваются мнениями и стараются достигнуть взаимоприемлемого решения даже по самым острым вопросам.

    При выборах кандидатур на руководящие посты в рабочих органах МСЭ также соблюдается равный межрегиональный подход.

    Так, представителю страны-участнику РСС всегда зарезервировано место одного из шести вице-председателей всех конференций и ассамблей МСЭ. Аналогичный подход используется и при выборах руководства консультативных групп и исследовательских комиссий.

    Генеральный секретарь МСЭ и директора Бюро МСЭ регулярно проводят консультации и принимают участие в собраниях, проводимых в РСС.

    РСС заключены Меморандумы о взаимопонимании и Соглашения о сотрудничестве с девятью региональными организациями: Азиатско-Тихоокеанским почтовым союзом (APPU), Африканским союзом электросвязи (ATU), Лигой арабских государств (LAS), Пан-африканским почтовым союзом (PAPU), Почтовым союзом Америк, Испании и Португалии (PUASP), Азиатско-Тихоокеанским Телесообществом (APT), Ассоциацией европейских почтовых операторов государственного сектора (PostEurop), Европейской конференцией администраций почты и электросвязи (CEPT) и Межамериканской комиссией в области связи (CITEL).

    Представители других организаций участвуют в собраниях Комиссий и Совета глав администраций связи РСС в качестве наблюдателей, а представители стран-участников РСС участвуют в качестве наблюдателей в собраниях других региональных организаций, что позволяет странам-участникам РСС быть в курсе вопросов, обсуждаемых и рассматриваемых в других регионах, продвигать и разъяснять позицию стран-участников РСС.

    Интенсивные международные контакты и поддержка со стороны ряда региональных организаций сыграли значительную роль на стадии подготовительных работ и в период проведения Конгрессов ВПС, Полномочных конференций МСЭ, Всемирных конференций радиосвязи и Ассамблей радиосвязи МСЭ, Всемирных ассамблей по стандартизации электросвязи МСЭ, Всемирных конференций по развитию электросвязи МСЭ, а также ВВУИО, где были представлены Общие предложения стран-участников РСС по повесткам дня этих форумов.

    В соответствии с Резолюцией 58 Полномочной конференции МСЭ 2010 года РСС получило официальный статус в МСЭ как одна из шести основных региональных организаций электросвязи. Большим достижением совместной деятельности Администраций связи стран-участников РСС на Полномочной конференции МСЭ 2002 года можно считать принятие Резолюций об использовании МСЭ с 1 января 2005 года на равноправной основе шести официальных  языков, в том числе русского языка. Таким образом, РСС завоевала право на равных участвовать в работе МСЭ наряду с другими 5-ю региональными организациями, что значительно повысило роль возможности стран-участников РСС при рассмотрении наиболее сложных вопросов будущих международных форумов. Между РСС и Межпарламентской ассамблеей СНГ в 2002 году было подписано соглашение о сотрудничестве в вопросах создания правового поля в области связи и информатизации.

    В этой связи очень актуальным является деятельность Экспертного совета Межпарламентской ассамблеи  СНГ – РСС (Экспертный совет МПА СНГ-РСС), призванного осуществлять формирование национальной нормативной правовой и нормативно-технической баз стран-участников РСС. По предложениям стран-участников РСС разработаны и приняты более 30 модельных законов. Разрабатываемые МПА СНГ в сотрудничестве с РСС модельные законы становятся реальной базой, которую  используют парламенты государств-участников СНГ.

  В международной деятельности РСС придерживается принципа открытости, стремится привлечь к работе в содружестве новых участников, активно развивает сотрудничество в решении новых перспективных вопросов по интеграции в глобальное информационное пространство.

    Основными стратегическими задачами РСС в области электросвязи и инфокоммуникаций являются:

Развитие новых технологий и услуг в области инфокоммуникаций, включая интеллектуальные сети связи:

  • - создание глобальных инфокоммуникационных сетей и систем;
  • - обеспечение доступности к инфокоммуникационным сетям и информационным ресурсам в любой точке мира;
  • - увеличение скорости передачи информации, обусловленное возрастающими возможностями широкополосных линий и оптических каналов;
  • - переход традиционных сетей на сети следующего/нового поколения (сети NGN);
  • - тестирование взаимодействия традиционных сетей и сетей NGN;
  • - обмен опытом по разработке и внедрению новых технологий при совместном оказании услуг на сетях передачи данных (пакетной коммутации);
  • - взаимодействие в развитии рынка услуг связи и информатизации на базе внедрения передовых технологий и совершенствования процессов стандартизации, сертификации и лицензирования.

    Разработка нормативной правовой базы и рекомендаций:

  • - разработка и утверждение для операторов электросвязи и инфокоммуникаций стран-участников РСС классификатора показателей качества транзитных услуг и нормативов к ним;
  • - регулирование в области передачи голосового трафика через традиционную сеть и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  • - развитие нормативной правовой базы по вопросам взаимодействия сетей связи;
  • - разработка нормативной правовой базы в области регулирования традиционных и новых услуг связи и обмен опытом.

 Ценообразование и тарифная политика:

  • - рассмотрение вопросов ценообразования и взаиморасчетов при оказании взаимопредоставляемых услуг по традиционной телефонии и IP-телефонии;
  • - обмен опытом по вопросам ценообразования и международных расчетов за услуги инфокоммуникаций. Обмен опытом по разработке и внедрению систем мобильной оплаты товаров и услуг, оплата (с применением карт) и взаимозачетов платежей.

    Обеспечение информационной безопасности сетей связи:

  • - взаимодействие операторов в сфере обеспечения информационной безопасности взаимодействующих сетей связи;
  • - содействие развитию и укреплению принципов, методов обеспечения информационной безопасности сетей связи и информационных систем операторов электросвязи и инфокоммуникаций – стран-участников РСС;
  • - разработка и обеспечение мероприятий, направленных на борьбу с мошенничеством в сетях электросвязи.

    Взаимодействие и координация операторов электросвязи и инфокоммуникаций:

  • - координация позиций операторов стран-участников РСС при участии в международных форумах и организациях;
  • - взаимодействие по вопросам внедрения средств автоматизации оперативно-технического управления при внедрении на сети новых видов оборудования и услуг и обмен опытом;
  • - обмен опытом по внедрению средств автоматизации оперативного управления и технической эксплуатации сетей связи;
  • - повышение устойчивости и надежности функционирования сетей инфокоммуникаций путем организации и построения схемы сети служебных связей между странами-участниками РСС и обеспечение работоспособности данной сети;
  • - оптимизация коммерческих и технических условий взаимодействия между операторами стран-участников РСС (включая увеличение совместной емкости на переходах, предоставление взаимных скидок, приведение в соответствие с международной практикой и прочие);
  • - разработка и утверждение схем и порядка обеспечения полноценного функционирования сетей при авариях и проведении ремонтно-настроечных работ для стран-участников РСС (финансовая и техническая возможность);
  • - взаимодействие операторов по вопросам эксплуатации сетей связи и обмен опытом;
  • - межсетевое взаимодействие телеграфных центров по каналам информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и необходимость оптимизации расходов операторов на предоставление данных услуг;
  • - организация роуминга и межоператорского взаимодействия между мобильными сетями;
  • - координация работ по проблемам управления качеством услуг связи в соответствии с требованиями рынка услуг и пользователей;
  • - обмен опытом по вопросам повышения квалификации кадров и управления персоналом. Изучение возможностей создания базы данных соответствующих учебных программ и материалов, а также совместной «электронной библиотеки».

   Регулирование использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит

Для решения задач в области регулирования использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит была создана Комиссия РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит (Комиссия РСС по РЧС и СО).

Важнейшими функциями Комиссии по РЧС и СО является:

  • - отстаивание интересов стран-участников РСС в Международном союзе электросвязи и других международных организациях по вопросам использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, а также разработка и утверждение по поручению Совета глав АС РСС Общих предложений и позиций АС РСС по работе Всемирных конференций радиосвязи и Ассамблей радиосвязи.
  • - координация взаимодействия АС РСС в области использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, а также обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, включая вопросы координации использования радиочастот в приграничных районах.

  За прошедшие 25 лет странам-участникам РСС, благодаря совместной работе на площадке  РСС, удалось отстоять свои интересы на 9 Всемирных административных конференциях радиосвязи и Всемирных конференциях радиосвязи.

  В ходе этих ключевых международных мероприятий была принята новая редакция Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи, которую мы имеем сейчас с добавлениями и изменениями, внесенными на последних Конференциях, проведено планирование радиовещательной спутниковой службы и фиксированной спутниковой службы.

   В 2004 - 2006 годах на двух сессиях Региональной конференции радиосвязи  стран-участников РСС успешно провели планирование наземного цифрового телевизионного вещания (НЦТВ).

   По результатам этих сессий страны-участники РСС добились закрепления за своими странами около половины диапазона радиочастот ниже 1 ГГц. Впервые были официально признаны Списки аналоговых ТВ станций стран-членов РСС: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана Узбекистана и Украины.

   В АС РСС была обеспечена возможность не только внедрения НЦТВ, но и приняты решения о дальнейшем использовании этих закрепленных радиочастот. Переход на НЦТВ позволил не только создавать новые сети распределения программ и расширил потенциал для внедрения инноваций и услуг в области радиосвязи, но и позволил получить «цифровой дивиденд», образуемый благодаря эффективному использованию радиочастотного спектра.

   Кроме того, переход на НЦТВ внес значительный вклад в развитие экономик стран-участников РСС и способствовал преодолению «цифрового разрыва».

   В ходе прошедшей Всемирной конференции радиосвязи в 2015 году  (ВКР-15) Администрации связи стран-участников РСС реализовали все свои предложения по работе Конференции и обеспечили возможность развития в своих странах перспективных технологий радиосвязи с учетом своих национальных интересов. Одним из основных достижений РСС на ВКР-15 можно считать новое распределение полос радиочастот фиксированной спутниковой службе в Ku-диапазоне радиочастот, которое было предложено странами-участниками РСС в качестве пункта повестки дня ВКР -15.

   После проведения Ассамблеи радиосвязи и Всемирной конференции радиосвязи в 2015 году  ни у кого в мире не осталось сомнений, что в РСС работают исключительно профессиональные специалисты в области использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, которые не только отстаивают интересы своих стран, но и уважают интересы других.

   В настоящее время в рамках Комиссии РЧС и СО  ведется активная работа по подготовке к очередному важнейшему международному событию в области регулирования использования радиочастотного спектра - Ассамблее радиосвязи и Всемирной конференции радиосвязи, которые состоятся в 2019 году.

   Благодаря проводимым в рамках РСС на протяжении четверти века исследованиям и научно-исследовательским работам РСС добилось статуса одной из общепризнанных региональных организаций в области международного регулирования использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит.

   РСС уделяет большое внимание не только международным аспектам регулирования использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, но и практическим аспектам координации взаимодействия Администраций связи стран-участников РСС, включая вопросы координации использования радиочастот в приграничных районах.

   Одним из важнейших достижений Комиссии стала разработка Общей таблицы распределения радиочастот стран-участников РСС в полосе радиочастот 9 кГц – 275 ГГц, которая была одобрена Решением Совета Глав АС РСС № 46/4 от 12-13 июня 2012 г.

   В рамках научно-методического обеспечения стран-участников РСС осуществляется разработка рекомендаций, методик и отчетов по актуальным вопросам регулирования использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, разработка проектов соглашений об использовании радиочастотного спектра в приграничных районах, а также проводится обмен опытом по вопросам внедрения наземного цифрового телевизионного вещания (НЦТВ), конверсии радиочастотного спектра и внедрения перспективных технологий радиосвязи.

   Почтовый сектор служит главным органом по вопросам сотрудничества между почтовыми службами стран-участников РСС. Он способствует постоянной активизации почтовых услуг, дает рекомендации, выступает посредником, оказывает техническую помощь странам-участникам РСС. Среди его главных задач — содействие развитию почтовой службы, росту объемов почтовых отправлений за счет внедрения современных видов почтовой продукции и услуг, улучшение качества почтового обслуживания клиентов.

   Почтовый сектор имеет целый ряд активно действующих региональных союзов, таких как: Ассоциация европейских почтовых операторов государственного сектора (ПостЕвропа), Европейский комитет по почтовой регламентации (ЕКПР), Балтийский почтовый союз (БПС) Почтовый союз северных стран (ПССС) и РСС. Почтовые администрации 11 стран СНГ, а также Почтовая администрация Грузии, являются членами РСС и участвуют в его работе, а три страны Балтии – наблюдатели в этой организации.

   Комиссия РСС по почтовой связи совместно с Советом операторов по почтовой связи РСС принимают активное участие в работе Конгресса, Административного Совета, Совета почтовой эксплуатации, а также в работе Международного бюро ВПС.

   Благодаря деятельности ВПС в международную почтовую практику внедряются новые продукты и услуги. В результате большая часть населения планеты может воспользоваться такими услугами, как заказная почта, почтовые денежные переводы, международная корреспонденция с квитанцией об оплате ответа, бандероли, потовые посылки и срочная почта.

   В Администрациях связи стран-участников РСС идут активные процессы реформирования почты, направленные на повышение качества услуг, совершенствование существующих и создание новых востребованных продуктов с целью соответствовать растущим потребностям пользователей.

   Стремительное развитие средств электрической связи и переход к информационному обществу вносит существенные коррективы в перечень востребованных услуг, предоставляемых почтовой отраслью в странах-участниках РСС. Среди них почтово-банковские услуги, электронная и ускоренная почта, прием различных платежей от населения, услуги директ-маркетинга, Интернет-услуги и другие являются наиболее рентабельными и позволяют увеличить эффективность работы предприятий почтовой связи. Большой интерес представляет внедрение гибридных услуг, совмещающих традиционные почтовые технологии с информационными.

   Работа по почтовой безопасности проводится в рамках созданной Группы действий по почтовой безопасности РСС (ГД ПБ РСС) по решению Совета глав администраций связи РСС. Участники РСС совместно ведут борьбу с попытками использования почты для пересылки биологических, химических, взрывчатых веществ, наркотиков; проводятся проверки по случаям утрат, хищений и других правонарушений, связанных с международной почтой; разрабатываются совместные меры по сохранности почтовых отправлений, персонала и сооружений.

   На сегодняшний день в почтовой связи в странах-участниках РСС удалось сохранить сеть почтовых предприятий, основной кадровый состав и непрерывное предоставление клиентам социально значимых услуги связи. В последние годы прекратилось падение почтового обмена, наращиваются объемы традиционных услуг связи, интенсивно развиваются новые услуги.

   Совершенствование системы показателей и структуры Статистического сборника о деятельности Администраций связи стран-участников РСС в целях гармонизации статистической отчетности по региональным и международным показателям развития связи и ИКТ.

   Статистический сборник о деятельности РСС издается с 1992 года, который традиционно является совместным трудом Комиссии РСС по экономике связи/инфокоммуникаций, администраций и операторов связи – стран-участников РСС, которые предоставили информацию о техническом, технологическом и экономическом состоянии развития и функционирования отрасли связи и информатизации своих государств.

   Деятельность РСС ориентирована на выработку общих подходов к решению актуальных вопросов, касающихся дальнейшего развития отрасли связи и информатизации, плодотворное сотрудничество с другими региональными и международными организациями и дальнейшего построения информационного общества.

   Решение поставленных задач возможно только при объединении действий государства, участников бизнес-процессов, научно-образовательных сообществ, гражданского общества и инвесторов в каждой из стран-участников РСС.

   Определение перспективных направлений деятельности требует дальнейшего совершенствования и развития общей статистической базы РСС, которая составляет основу данного Сборника. С этой целью ведется активное сотрудничество Исполкома РСС с администрациями связи РСС.

   Кроме того РСС связи принимает активное участие в совершенствовании и дополнении Перечня всемирных показателей ИКТ МСЭ. В целях развития сотрудничества с МСЭ при Комиссии РСС по экономике инфокоммуникаций  в 2009 г. была создана Инициативная группа экспертов по подготовке общих вкладов РСС по дополнению и совершенствованию Перечня всемирных показателей ИКТ МСЭ.

   В 2011 году Общий вклад РСС по всемирным показателям в области ИКТ МСЭ уже был представлен в МСЭ и принят за основу для дальнейшей работы.

   Дальнейшее совершенствование системы показателей и оценки уровня инфокоммуникационного развития направлено как на отражение динамики развития ИКТ и глубокое проникновение их в жизнь общества, так и на выработку качественно новых методологических подходов к изучению этих процессов и обеспечению достоверных международных сопоставлений.

   Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития (РМИКР) стран-участников РСС, проводимый  в рамках уставной деятельности РСС,  представляет собой методический инструментарий, включающий в себя комплексное статистическое наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений инфокоммуникационных процессов и явлений в экономике и социальной сфере, оценку и анализ состояния развития и потенциальных возможностей инфокоммуникационного развития, выработку управленческих воздействий по корректировке национальной или региональной политики по информатизации.

   Анализ деятельности стран-участников РСС в области информатизации и развития инфокоммуникаций ежегодно показывает, что на региональном пространстве  обеспечивается достаточно устойчивое внедрение ИКТ во все сферы национальных экономик и системы государственного управления, имеются потенциальные возможности по ускорению развития инфокоммуникационной инфраструктуры на основе прогрессивных технологий и стандартов, способствующих росту спроса на инфокоммуникационные услуги, конкуренции на рынке услуг и доходов отрасли связи и информационных технологий.

   В большинстве стран-участников РСС активно реализуются национальные стратегии развития связи, инфокоммуникационных технологий и процессов информатизации, а также планы действий по обеспечению Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года.

   Такой подход создает условия для системной реализации программы построения информационного общества и масштабного применения ИКТ в экономике и социуме, что способствует эволюционному развитию инфокоммуникационного сектора и росту его отдачи и конкурентоспособности.

   В целях взаимодействия стран-участников РСС в области ИКТ и построения информационного общества, способствующего развитию экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества и повышению качества жизни создана  Рабочая группа высокого уровня (РГ ВУ).

   Приоритетные направления деятельности РГВУ являются:

  • - Вопросы интернационализации инфраструктуры информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • - Демонополизация рынка программного обеспечения;
  • - Трансграничное пространство доверия (ПД-Т) в контексте электронного суверенитета;
  • - Создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра;
  • - Развитие совместных проектов в области «Интернета вещей» и «цифровой экономики»;
  • - Выработка общей функциональной платформы стран-участников РСС в сфере электронного правительства;
  • - Центры обработки данных (ЦОД);
  • - Информационные ресурсы.

Основными задачами РГВУ являются:

  • - Участие в трансформации всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности с использованием потенциала ИКТ;
  • - Содействие развитию национальных экономик стран-участников РСС на основе использования ИКТ;
  • - Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления;
  • - Содействие формированию трансграничного пространства доверия на основе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в странах-участников РСС для интеграции государств-участников СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях;
  • - Содействие выработке общей функциональной платформы стран-участников РСС в сфере электронного правительства;
  • - Координация усилий по созданию единого «цифрового рынка» стран-участников РСС и демонополизации рынка программного обеспечения;
  • - Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, обеспечение универсального доступа к информации и знаниям;
  • - Подготовка граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества;
  • - Развитие технической и технологической основы становления информационного общества, сокращение цифрового разрыва;
  • - Повышение качества научных исследований, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;
  • - Содействие повышению качества жизни граждан на основе использования ИКТ;
  • - Сохранение культурного наследия, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
  • - Подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ;
  • - Предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе;
  • - Содействие в сближении нормативной правовой базы в странах-участницах РСС;
  • - Гармонизация работ, проводимых в странах-участницах РСС по развитию информационного общества, с деятельностью международных организаций, прежде всего ООН, МСЭ, ЮНЕСКО и др.

   Важной вехой для стран-участников РСС, как и для всего мирового сообщества, стало участие в ВВУИО.

   По мере развития наших стран, открываются новые горизонты взаимного сотрудничества в построении информационного общества.

   Следуя решениям ВВУИО, Саммита СНГ, общемировым тенденциям построения информационного общества, а также стратегических документов СНГ в большинстве стран- участников РСС разработаны и реализуются национальные концепции стратегии и программы развития ИКТ и построения информационного общества.

   В итоговых документах ВВУИО и резолюции 60/252 Генеральной Ассамблеи ООН содержится решение о проведении общего обзора выполнения решений ВВУИО в 2015 году.

    Целью Мероприятия высокого уровня ВВУИО+10 являлось рассмотрение результатов ВВУИО (этапы, проведенные в 2003 и 2005 годах), связанные с Направлениями действий ВВУИО, с целью разработки предложений по новому видению на период после 2015 года, потенциально включая новые цели и задачи.

    Мероприятие высокого уровня Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества +10 (ВВУИО+10), состоялось в штаб-квартире в Женеве с 10 по 13 июня 2014 года.

   Мероприятие высокого уровня ВВУИО+10 является расширенной версией Форума ВВУИО. В рамках состоявшейся встречи были одобрены «Заявление ВВУИО+10 о выполнении решений ВВУИО» и «Разработанная ВВУИО+10 концепция ВВУИО на период после 2015 года».

   Основными направлениями действий на период после 2015 года остаются:

С1. Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития информационного общества.

С2. Информационная и коммуникационная инфраструктура

C3. Доступ к информации и знаниям

C4. Создание потенциала

C5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

C6. Благоприятная среда

C7. Приложения на базе ИКТ:

Электронное правительство

Электронный бизнес

Электронное обучение

Электронное здравоохранение

Электронная занятость

Электронная охрана окружающей среды

Электронное сельское хозяйство

Электронная научная деятельность

C8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент

C9. Средства массовой информации

C10. Этические аспекты информационного общества

C11. Международное и региональное сотрудничество

Развитие ИКТ в странах-участниках РСС.

Основными направлениями деятельности Координационного совета являются:

  • - налаживание многостороннего взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками СНГ в сфере ИКТ,
  • - проведение согласованных действий в формировании общего информационного пространства между государствами-участниками СНГ,
  • - сближение нормативной правовой базы,
  • - обмен информационными ресурсами,
  • - комплексное решение проблемы информационной безопасности,
  • - обеспечение успешной интеграции государств-участников СНГ в глобальное информационное общество.

   Важной вехой на пути сотрудничества стран СНГ стала разработка в рамках Координационного совета Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информатизации и Плана действий по ее реализации на период до 2010 года (Стратегия-2010).

   В дальнейшем Стратегия-2010 была актуализована, и, в соответствии с тенденциями времени, она трансформировалась в стратегию построения и развития информационного общества. Эти аспекты  стали основной целью  сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и легли в основу  Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества (Стратегия-2015) и Плана действий по её реализации на период до 2015 года.

   Реализация Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и мероприятий, предусмотренных Планом действий по ее реализации на период до 2015 года, позволила сделать  выводы о том, что на сегодняшний день государства-участники СНГ обладают довольно развитой собственной информационной индустрией, что является одним из необходимых условий конкурентоспособности экономики. В целом, за последние годы создана широкая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, а также достигнуты значимые успехи в повышении компьютерной грамотности населения, внедрении государственных электронных услуг, развитии электронной коммерции.

   Выполняя национальные программы в области ИКТ и мероприятий Плана действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года, государства–участники СНГ добились существенных результатов в формировании основ информационного общества. На успехи государств – участников СНГ в развитии ИКТ указывает повышение их рейтинговых оценок со стороны международных организаций.

   Стратегия сотрудничества государств − участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по ее реализации подготовлены в развитие одноименных Стратегии и Плана на период до 2015 года.

   Стратегия-2025 – это комплексный документ, являющийся, по сути, системой согласованных государствами – участниками СНГ взглядов и подходов к сотрудничеству в области формирования информационного общества, использования информационно-коммуникационных технологий. Его целями явились:

  • - обеспечение дальнейшего сотрудничества государств − участников СНГ в построении и развитии информационного общества;
  • - объединение усилий и обеспечение эффективного взаимодействия при использовании информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего развития национальной экономики;
  • - ликвидация «цифрового неравенства» в государствах – участниках СНГ.

   В соответствии с положениями Стратегии – 2025 основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества определены:

  • - гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в сфере ИКТ;
  • - формирование общего информационного пространства;
  • - сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и промышленного интернета;
  • - разработка и внедрение современных приложений ИКТ;
  • - совершенствование механизмов взаимодействия государств – участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ;
  • - сотрудничество в развитии почтовой связи;
  • - совершенствование средств массовых коммуникаций;
  • - сотрудничество в области использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • - обеспечение информационной безопасности.

   Реализация Стратегии – 2025 позволит государствам-участникам РСС выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепить их информационное взаимодействие, окажет положительное влияние на разработку и выполнение национальных программ в области информатизации, дальнейшее развитие профильной нормативной правовой базы в государствах-участниках РСС.

   Сегодня РСС является организацией, постоянно развивающейся и совершенствующей свою деятельность. Сотрудничество его участников способствует повышению благосостояния и потенциала, как отдельно каждой страны, так и всего региона в целом, и в конечном итоге, служит развитию и углублению интеграционных процессов в странах-участниках РСС.